You are viewing iqmena

Previous Entry | Next Entry

Chapan
              Впервые за много лет, мы, ташкентцы, в Бухаре почувствовали, что такое настоящий городской праздник. Никаких оцеплений площадей и перекрытых милицией улиц в центре города. Гуляй, где хочешь. А у нааас нее тааак. У нас, в Ташкенте в праздник лучше дома сидеть. А бухарцы в Навруз гуляли. В красивых одеждах, большими семьями мал-мала меньше. На Ляби-Хаузе, на площади перед Каляном. В каждом парке развернута музыкальная аппаратура. Официальные лица говорят поздравительные речи, поют и пляшут дети из местной самодеятельности. Взрослые, с умилением взирают на происходящее. Атмосфера душевная и благостная несказанно.



               А самое красивое и удивительное – это бухарские девочки, девушки и женщины. Мы со старшей просто головы выворачивали вслед очередной красавице в национальной одежде и бурно обсуждали каждый элемент её наряда. И завидовали тому, что в Ташкенте уже давно не принято так одеваться.
               Узбекские женщины в Ташкенте носят либо современную стандартную одежду, либо дикий ужас из искусственного велюра турецкого производства, сшитый, по моему, по одной выкройке. Куда делись легкий узбекский шёлк и хан-атласные платья колокольчиком? Ааа, поглотила цивилизация. А еще очень много ташкентских женщин-мусульманок стали одеваться по традиционной для арабских стран моде. Из Эмиратов оные одинаковые халаты-балахоны с платками мешками везут. Раньше в Ташкенте такого не было. Да, как положено, прятали волосы, но концы платка завязывали сзади, под волосами.
                 Вспоминается случай, свидетелем которому была. Ташкентская русскоязычная школа. В европейском 1-м классе учатся две девочки-узбечки, практически не говорящие по-русски. Такое сейчас повсеместно в Ташкенте. Вдруг 7-летние девчушки начинают ходить в школу, укутанные в платки так, что остается только узкая щелка для глаз. Одноклассники резвятся и развлекаются. Директор школы вызывает родителей, дабы убедить их, что школа светская и одевать девочек нужно соответственно. Приходят две мамы в балахонах производства Арабских Эмиратов, также закутанные платками с щелкой для глаз. Директор объясняет проблему, которая критична прежде всего, для девочек. Однако мамы на прекрасном русском языке, заявляют, что так положено в их мусульманских семьях. Директор пытается объяснить, что они уже нарушают все мусульманские нормы, разговаривая с ним, посторонним мужчиной наедине в кабинете. И если уж они допускают такие грехи, то чего уж девочек травмировать. На что мамочки тут же оставляют тему веры и начинают убеждать директора в том, что то, что на них одето, и есть самая настоящая традиционная узбекская одежда. Директор возражал. Тогда мамочки заявили, что, мол, ладно. Это одежда не узбекская, а мусульманская, а вот завтра они придут в национальной одежде и тогда они поговорят.
               Другой день. Утро. Первая перемена. Вдруг по школе разносится шум и ор, все дети стекаются в вестибюль. По вестибюлю, в направлении кабинета директора дефилируют две черные фигуры. Это наши мамочки … обе в настоящих черных паранджах. Директор встретил их на пороге кабинета. Он объяснил, что из уважения к их вере не будет нарушать законов и разговаривать с ними без мужчин. И попросил придти отцов девочек.
               На этом история закончилась. Папы не пришли. Видно это все было инициативой самих мамочек. Девочки продолжали носить платки, правда уже завязанные просто и традиционно. Их одноклассникам рассказали о Шариате и Исламе. И все успокоилось.
               Так вот я это к чему. А к тому, что бухарские женщины продолжают шить. Шить прекрасные яркие, украшенные традиционной вышивкой узбекские одежды. И носят их и в будни и в праздники, и не выглядят в них как ряженые. Да, много девушек в джинсах, куртках, офисной одежде. Но я больше чем уверена, что у каждой из них есть в шкафу целая галерея прекрасных узбекских платьиц, со штанишками той же ткани. И тюбетейки в тон. И расшитые золотом бархатные остроносые туфельки без каблука.
                Ах, какие они красивые во всем этом! И множество косичек до сих пор многие носят. И маленькие бубенчики на косички привязывают. Вот так идет мимо Каляна красивая, черноокая красавица, стройная и гибкая, как веточка Мажнун-тол. На ней бархатное платье глубокого изумрудного цвета до колен, штанишки до тонких щиколоток и туфельки той же ткани. Все по краям расшито ажурным золотым шитьем. На голове переливается украшенная бисером тюбетейка, многочисленные косички разлетаются при каждом повороте головы… Это же наслаждение, созерцать такое счастье! И этого счастья в Бухаре в праздник Навруз много!
                   Мне казалось святотатством, нахально фотографировать красивых бухарских девушек. Потому сделала нарезку из того, что просто случайно попало в кадр.

 



 
           А одежда узбекских малышей и девочек-подростков – это просто очарование, которое словами не высказать. Оставалось только смотреть и смотреть на них, до того они прекрасны. Обратите внимание, что до сих пор незамужние девушки носят штанишки до щиколоток, а снохи – три четверти.
Вот так и гуляли мы в Навруз по Бухаре, и приняли нас бухарцы в свой праздник. И это был первый наш настоящий городской праздник за много лет.

             Ну а какой же праздник без вкусной еды? Да никакого! И потому мы отправляемся на поиски какой-нибудь чайхоны, где жаждали мы отведать рыбу по-бухарски или бухарский плов. Не нашли. Я поняла, что бухарские блюда проще найти в Ташкенте в ресторанах, которые держат бухарцы. Я выяснила почему.
             Мы подошли к мужчинам беседующим около очередной лавки. Я обратилась к ним и спросила, где здесь есть чайхона, в которой подают хороший плов али рыбу. Мужчина рассмеялся :
- Вы из Ташкента!
- Да!
- Это у вас в Ташкенте чайхона ,а у нас самое вкусное все дома едят
- ??? Ну хорошо, а где  обедают местные, продавцы в лавках?
             Мужчины объяснили, что за кольцом, где Арк, есть два обеденных места. Вот туда ходят все соотечественники, приезжающие в Бухару. Кстати, туристы в Бухаре не только иностранцы. Очень много своих, «узбекистанцев и узбекистанок».
             Оказывается и правда, понятие «Чойхона», как место для общения в пайшанбу, место для того, чтобы просто посидеть с друзьями или соседями, распространено только в Ташкенте и в Долине (Ферганская долина). А в Бухаре, в обеденных местах, питаются только приезжие.
             Ну что ж . Отправляемся за указанное кольцо. И по дымку над мангалом нашли «точку питания»
Мы сели за столик. Официанты заметались, в поисках того, кто говорит по-русски. Не нашли. Ну, тогда, поехали… мы включаем весь свой узбекский, делаем заказ. После чего бурно обсуждаем, что неплохо нас языку в школе учили. И что если бы в Ташкенте не было засилья русского языка, мы бы уже давно заговорили на узбекском.
              Что взяла себе в копилку – так это то, что подают к шашлыку. Обратила внимание:  в Бухаре подают не просто проуксусенный лучок кольцами, а смесь из тонко порезанной зелёной редьки и лука. И это несказанно хорошо, буду делать отныне только так.



           Ну вот ведь, недогада - официант, не сказал мне про бухарский джиз. А он там был. И осознала я это тогда, когда мы уже собрались уходить. Я влетела в отгороженное ободранное помещение с учагом, где над джизом колдовал ошпоз. Я показала на фотоаппарат, и спросил : «Мумкин-ми?» (Можно ли?)
Молодой ошпоз приветливо кивнул и устроил мне действо.



             Он наклонил свой импровизированный вок на длинной ручке над высоким пламенем, и зачерпнул его. Масло вспыхнуло столбом оранжевого огня. Далее, одной рукой, он берет тарелку с тушеным мясом, нарезанным пластинками и изящным жестом сбрасывает его прямо в горящее масло. Мясо говорит «джжжизззз» и бурно отдавая сок, гасит пламя. Пару минут он обжаривает мясо, встряхивая и подбрасывая его. Затем берет тарелку с луком, порезанным полукольцами, дольками помидор, огурцами и редькой, резанными соломкой. И отправляет все это дело к мясу.



            Еще пара минут подбрасывания и встряхивания. Причем пламя буквально лижет край той части сковороды, где находится жарящаяся масса.
- Пахта еги –ми ? (Масло хлопковое?) –спрашиваю я через объектив. Ошпоз кивает. "-Яна мой"(еще жир) .Ах представляю я температуру смеси в таком пламени! Теплопроводность, знаете ли – штука великая.



          Ошпоз выкладывает джиз на тарелку.
- Опаджон! Мана Джиз!!! (Сестричка! Вот джиз!) – и отходит, чтобы мне было удобнее фотографировать.



           Ах! Ну зачем же я ела шурпу и шашлык?! Но, ничего, я к этому ошпозу еще вернусь. У меня к нему так много вопросов!
И если бы вы знали, как дешево все это стоит там покушать! И не потому, что не качественно, а от того, что у нас очень низкооплачиваем любой труд.

          А потом мы пошли мимо базара, мимо Чашма Аюб в городской парк, смотреть мавзолей Саманидов.

          Мавзолей Саманидов – уникальное ажурное сооружение 8-9 веков нашей эры. Самое древнее здание исламского периода в Средней Азии. Небольшое, ажурное, удивительной красоты. Четыре входа с каждой стороны украшены терракотовыми деталями. Всё в прекрасном состоянии, не смотря на десяток столетий. Следов реставрации практически не видно. Занимательно, что архитектурная форма мавзолея повторяет формы древних зороастрийских храмов, которые были известны как храмы огня. Внешнее основание – квадрат со стороной 10 метров. Внутри – восьмиугольный зал. Держава Саманидов и её представители – уникальное явление в истории Средней Азии. Рассказать о них в паре абзацев – я не в силах. А для этого есть Интернет-поиск. Напишите запрос «Саманиды» и читайте. Это увлекательно.
          Но, конечно, если доведется нам встретиться в Бухаре, посидим мы с часик около мавзолея на теплых пористых камнях и я расскажу Вам о великих и загадочных Саманидах …
          Ну а мы?
          Мы присели на теплые камни напротив Мавзолея и просто долго сидели и разговаривали. Местные жители, проходя мимо мавзолея, делали молитвенный жест. На этом месте, до того , как здесь разбили парк было древнее кладбище. Хорошо нам было там - место благодатное. Про кладбище я спутникам рассказывать не стала. И внутрь мы не зашли. Потому что все дамы были в брюках. Нет, не подумайте! Нам бы никто ничего не сказал, и замечаний бы не сделали. Но есть какие-то внутренние нормы и грани, которые переступать не стоит. И потому, мы просто отдыхали, любовались ажурным чудом мавзолея, жмурясь под теплым весенним солнцем.





        И был древний зороастрийский праздник Навруз - «Джамшиди Ноуруз». И мы сидели рядом с местом упокоения верных приверженцев ислама, исполненном в классике зороастризма. Да разве ж дело в архитектуре? Было нам там (одному иудею и троим полу-христианам и полу-мусульманам) хорошо и светло.
        За нашими спинами – городской парк, где на летней эстраде грохочет современная узбекская музыка. Надо сказать, что современная узбекская эстрада – уникальное и прекрасное явление. И российские звезды испытали бы комплекс неполноценности, если бы хоть раз услышали узбекских звёзд. (Это я не про Согдиану)
        Так вот чем нам запомнился парк Саманидов ? А тем что звуки с эстрады в парке, пролетали мимо нас, с той самой обычной скоростью звука. Влетали в решетчатую дверь мавзолея и спустя три секунды возвращались к нам. Мы даже углубились в расчеты с скоростью и расстоянием, пытаясь понять столь большую задержку по времени, на таком малом расстоянии. Понять магического эффекта мы так не смогли. Наверное звук многократно отражался и фильтровался внутри.
        Мы слышали две отдельные песни – одну, банально, из больших динамиков у себя за спиной. Другая, с запозданием в три секунды, раздавалась непосредственно из двери мавзолея. Причём звук оттуда был чист и светел. Если из динамиков неслись одни «низы», то из мавзолея шёл полноценный звук с высокими и средними частотами, поверьте бывшему кабацкому музыканту.
- Это духи Саманидов поют песню о любви – предположила моя старшая. Наверное, так и было. И мы долго слушали любовную узбекскую лирику несущуюся из ажурного древнего чуда. И невидимый дух – аранжировщик чистил и осветлял нам современный электронный звук.

Это был красивый, волшебный и добрый Навруз (Новый день) в Бухаре.

Comments

( 49 comments — Leave a comment )
nataliya
Mar. 27th, 2009 04:00 pm (UTC)
какой аппетитный "джиз"!
iqmena
Mar. 27th, 2009 09:33 pm (UTC)
:)
daizzzy
Mar. 27th, 2009 04:46 pm (UTC)
очень красиво пишете, спасибо вам, уже полтора года не была в Бухаре, а теперь хочу еще больше туда после ваших постов :)
iqmena
Mar. 27th, 2009 09:35 pm (UTC)
Так вы из Ташкента? проглядела :)
daizzzy
Mar. 28th, 2009 08:56 am (UTC)
я родилась и прожила более 20 лет в Бухаре, а теперь вот в Ташкенте
alena_djavruk
Mar. 27th, 2009 06:02 pm (UTC)
Спасибо за Ваши чудесные рассказы!
iqmena
Mar. 27th, 2009 09:34 pm (UTC)
Вам спасибо за отзыв
moyugolok
Mar. 27th, 2009 06:08 pm (UTC)
Огромное Вам спасибо. В выходные прочту Все ваши рассказы. Просто зачитываюсь!
iqmena
Mar. 27th, 2009 09:36 pm (UTC)
Спасибо за слова, напишите потом свои впечатления :)
eryv
Mar. 27th, 2009 06:13 pm (UTC)
Спасибо за такие красивые зарисовки. Всю серию перечитывал несколько раз. Жалко фотки девушек такие маленькие:) По поводу национальной одежды - есть мнение, что это сохранившийся стиль молодого ислама - если посмотреть по карте, то во всех районах где арабский халифат был недолго в пору своего расцвета есть подобная одежда - кавказ-магриб-средняя азия. Жесткие правила для женщин - это уже закат халифата (11-12 век) когда правители пытались бороться с "расхлябанностью" знати. Кстати, по одной из легенд, один из основоположников такой строгой линии (аль-хаким) закончил свою жизнь христианским монахом
iqmena
Mar. 27th, 2009 09:47 pm (UTC)
Спасибо!
Не довелось ничего читать об одежде раннего Ислама. Мое представление об узбекской национальной одежде формировалось в советский период.
Уж очень сильно все переплелось здесь, на востоке :))
bellamar
Mar. 28th, 2009 07:01 am (UTC)
Да, кстати. Очень похоже. Если почитать книги Мастер Чэн, там правда косвенно, но есть там и описания одежды. В частности на танцовщицах.
iqmena
Mar. 28th, 2009 07:04 pm (UTC)
о среднеазиатских танцовщицах?
betik
Mar. 27th, 2009 06:15 pm (UTC)
Вот сижу теперь и плАчу!
Уже давно забыла что такое приступы ностальгии. А теперь...
Хочу джиз и редьку!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
iqmena
Mar. 27th, 2009 09:43 pm (UTC)
Там, где вы без всего этого грустно. Но здесь жить не просто
snezhkin
Mar. 27th, 2009 10:47 pm (UTC)
Ну все, Вы достали: устал хвалить. Ограничусь комментариями и вопросами.

1. *А у нааас нее тааак.*
Да, уж, совсем не так...

2. *русская школа*
Жуть. Со мной в классе в 21-й школе на Кашгарке (там сейчас музыкальная) учились ребята из пригородов, из колхозов, - кореец (Политотдел) и два узбека. Один из двух последних, сын председателя колхоза, или приезжал сам на своем мотоцикле с коляской, или его привозил водитель на одной из папиных волг. Без паранджи. Представьте тогдашний "рашидовский" демократизм - этот председательский сын с нами и на хлопок ездил! Зачем? За тем же, что б русскому учиться.

3. *Потому сделала нарезку из того, что просто случайно попало в кадр.*
Свидетельствую, что хотя в начале 60-х в Ташкенте вполне можно было встретить какую-нибудь опу (СТАРШУЮ сестру, а не "сестренку") в черной парандже из конского волоса, молодые девушки одевались совсем не так, как на этих фото, даже в атласе. Я бы сформулировал, что они на фото смотрятся как из ЮВА, а не с Запада. Или из Китая. Сейчас упор на штаны, а раньше было - на платья (штанов - "в свете" - стеснялись). Впрочем, сейчас и в Москве женщина в юбке/платье - редкость.

4. *из тонко порезанной зелёной редьки*
До сих пор хранится? У нас она уже сходит, маргеланская.

5. *Чашма Аюб*
Что это значит буквально? "Чашма* - было такое сладкое крепленое вино производства Узбекистон Виноси"...

6. Почем сейчас штука (не пара) "уличной" неслоеной тандырной самсы и палочка "уличного" шашлыка?

7. См. личку.

8. Хочу в Ташкент!
iqmena
Mar. 27th, 2009 11:47 pm (UTC)
"1. *А у нааас нее тааак.*
Да, уж, совсем не так..."
И это еще очень мягко сказано :)))

"2. *русская школа*
Представьте тогдашний "рашидовский" демократизм - этот председательский сын с нами и на хлопок ездил! Зачем? За тем же, что б русскому учиться."
Они поголовно учили русский, а мы с тем же успехом не учили узбекский

"3. Впрочем, сейчас и в Москве женщина в юбке/платье - редкость."
Поражает, как часто мужчины стали высказывать такие сожаления :))
А представление мое об узбекском платье сформировалось в 70-х. Да еще и Бухара,Самарканд отличаются от Ташкента еще и большим количеством таджиков - это тоже сказалось.

"4. *из тонко порезанной зелёной редьки*
До сих пор хранится? У нас она уже сходит, маргеланская."
По-моему уже "редька обыкновенная" свежая пошла - мелкая, темно-зелёная. Маргиланской, длинной с белым носиком уже (или еще) нет.

"5. *Чашма Аюб*
Что это значит буквально? "Чашма* - было такое сладкое крепленое вино производства Узбекистон Виноси"..".

Почему было? И сейчас есть :))

"6. Почем сейчас штука (не пара) "уличной" неслоеной тандырной самсы и палочка "уличного" шашлыка?"
В Бухаре совсем дешево. Сомса -500 сум, маленький молотый или кусковой -800. Ташкент - 700-800 большая сомса, 1000 - шашлык.
1 российский рубль 45 сум.

7. См. личку.
Исправила :)

8. Хочу в Ташкент!
Искренние желания обязаны исполняться :)
bellamar
Mar. 28th, 2009 07:04 am (UTC)
Извините Лиля. Если снова буду переходить границы дозволенного смело стирайте. Журнал то Ваш.
iqmena
Mar. 28th, 2009 07:21 pm (UTC)
:)
snezhkin
Apr. 3rd, 2009 11:40 am (UTC)
Выждал, пока страсти утихнут. Теперь комменты уже никто читать не будет.

Два вопроса:

1. По словарю "чашма" - "источник, родник, ключ". А "Аюб" не нашел. Это что - географическое название, имя собственное?

2. А как сейчас с изучением узбекского языка русскоязычными гражданами Узбекистана? Теперь ведь это по жизни совершенно необходимо. Дочки говорят по-узбекски?
iqmena
Apr. 4th, 2009 03:23 am (UTC)
Аюб - в коране Иов, также, как Иисус - Исса, архангел Гавриил - Джабраил, Иосиф -Юсуф, Моисей - Муса и т.д. То есть Чашма Аюб - Источник Иова

Узбекский все так же, учат в школе со 2-го класса. Особых результатов, как и раньше нет.
От того, что много документации идет на узбекском, я начала читать. Все заседания и совещания также на узбекском. Из 4-х узбекских каналов только новости(Ахборот) на русском остались. Говорю ровно на бытовом. Хотя смысл того, что говорят понимаю. Мое поколение в основном все так.
Случается даже тренинги компьютерные так вести - объясняю на русском, участники со мной говорят по-узбекски.
Со времен Союза новых учебников и самоучителей так и не появилось. Здесь белое пятно. Курсов узбекского языка для русскоговорящих практически нет.
Однако оттого, что узбекский теперь всюду и в Ташкенте много областных, которые совсем не знают русского - практики языковой много.

Дочери... Старшая понимает бытовой, но не говорит, она работает в Ай-Ти сфере - там работают в основном одни европейцы. Потому не испытывает потребности учить.

Младшая в четвертом классе - учит язык третий год через нехочу, и вообще относится со скепсисом.

Когда отдавала её в первый класс, в элитную гимназию, из 30 детей только 7 были русскоязычными, остальные не говорили и не понимали. это современная тенденция -детей отдают в русские классы, чтобы учили язык.

Все ждала, что младшая заговорит, её одноклассники между собой общаются исключительно на узбекском. На что она ответила, что мол зачем - пусть они русский учат.

Вот так. Сейчас вокруг один узбекский, но в моде исключительно русский
snezhkin
Apr. 4th, 2009 10:27 am (UTC)
Спасибо за разъяснения. Очень интересно. Т.е. с русским получается стандартная "постколониальная" картина, как с английским в Индии и Пакистане или с Французским в Канаде.

Так жалею, что я в свое время, так же, как и Ваша дочь сейчас, не хотел учить язык! Бесплатно, среди живых носителей...
bellamar
Mar. 28th, 2009 01:40 am (UTC)
А парк Саманидов, бывший парк Победы вообще-то был кладбищем. А иначе откуда там мавзолей. Так что буквально на костях люди там сем десятков лет танцуют и веселятся. На костях тех самых предков, которыми восхищаются. Это я так для из вредности.
iqmena
Mar. 28th, 2009 03:03 am (UTC)
За тысячелетия истории человечества - вся земля кладбище. Читайте Хайама и не переживайте
bellamar
Mar. 28th, 2009 07:09 am (UTC)
Ну это да. Просто это было больше кладбище и древнее. Как Шахи-Зинда в Самарканде.

В последние годы эмирата была ещё какая то эпидемия вроде и трупы туда просто своизили и так и оставляли. В том числе и во время штурма затем погибщих. И в общем кладбище это представляло из себя жалкое зрелище. И вот Советская власть решила очистить этот рассадник инфекций и разгребая завалы обнаружили этот мавзолей. Во всяком случае так рассказывал один историк на курсах Узбектуризма.
(Anonymous)
Mar. 28th, 2009 06:55 pm (UTC)
С мавзолеем Саманидов вполне верю. Войска Бухарского эмира дольше и сильнее всех сопротивлялись советской власти. Жертв было несказанно много и трупы куда-то нужно было девать, а указанная территория кладбища была ближе всего к цитадели Арк.
caramellla
Mar. 28th, 2009 06:16 am (UTC)
вроде он был не парк Победы, а парк Кирова :)
bellamar
Mar. 28th, 2009 07:05 am (UTC)
И всё таки я думаю этот парк назывался парк Победы тоже. Там кстати раньше даже такие плакаты, транспаранты были.
caramellla
Mar. 28th, 2009 07:25 am (UTC)
ну плакаты и транспаранты там наверно в День Победы и вывешивались :)
а парк всегда назывался парком Кирова ...
bellamar
Mar. 28th, 2009 07:30 am (UTC)
Вы из Бухары что ли? Не помню чтоб я там бывал на 9 мая. Хотя в мае бывал точно.

Скажите а когда его тогда из Кирова в Саманидов точно переименовали?
caramellla
Mar. 28th, 2009 10:05 am (UTC)
да, я родилась в Бухаре :)
когда переименовали не помню, могу у папы спросить, если это вас интересует :)
iqmena
Mar. 28th, 2009 07:07 pm (UTC)
Вот как секреты раскрываются- то... Урожденная бухарская девушка ... А иштон есть? И бухарская женская тюбетейка?
caramellla
Mar. 28th, 2009 07:39 pm (UTC)
стыд-позор, ничего этого нет и не было :)
pan_kowalski
Mar. 28th, 2009 07:11 pm (UTC)
Л., слушай,а что в Бухаре просто русского и английского не хватает для объяснения с местными? а то у меня даже уже и татарский практически кончился :(
iqmena
Mar. 28th, 2009 07:23 pm (UTC)
На русском вполне можно общаться в сувенирных лавках и вдоль туристических маршрутов. На базарах и обеденных местах , увы, нет
kudranna
Mar. 28th, 2009 08:14 pm (UTC)
Нам в октябре прошлого года вполне хватило русского языка. Старшее поколение все поголовно русским владеет в достаточном объеме, как мне показалось.
iqmena
Mar. 29th, 2009 01:34 am (UTC)
на базаре - и старшие часто не говорят
pan_kowalski
Mar. 29th, 2009 05:04 am (UTC)
а насколько неприлично в общественном месте громко спросить: "народ! тут кто-ньть по-русски говорит?"
iqmena
Mar. 29th, 2009 06:29 am (UTC)
Абсолютно прилично. Охотно подойдут и помогут
pan_kowalski
Mar. 30th, 2009 10:02 am (UTC)
слава Аллаху! :)
st_f
Mar. 29th, 2009 09:54 am (UTC)
Хорошо написано про одежду. Такая тенденция, к сожалению, в душанбе тоже наблюдается, что таждики носят "модное", или стали много арабского типа носить, а такие картинки, как в бухаре- уже, к сожаленью, тоже редкое явление... Жаль, жаль...
Но хоть это еще есть- это так красиво, а дети- была всегда моя любимая тема, они -как бабочки- яркие, разноцветные и неповторимые...
iqmena
Mar. 29th, 2009 12:09 pm (UTC)
детишек фотографировать из любопытства рука не поднялась, они не только красиво и традиционно одеты, но еще и на мордашки необыкновенно хороши
st_f
Mar. 29th, 2009 12:20 pm (UTC)
О, да!
faralla
Apr. 11th, 2009 02:14 am (UTC)
Ой, а мне кажется тенденция сохранения русского языка - это нормально, все-таки сейчас глобализм и в Узбекистане 130 национальностей проживают, всех не научишь....какой-то межнациональный язык должен быть. Да, старшее поколение часто хорошо знают язык и часто не хотят говорить...из какой-то одного из известного упорства...)Но как говорится, рынок есть рынок, если ты мне не даешь сервис, то не получаешь денег. Покупатель всегда найдет куда свалить)
(Anonymous)
Dec. 6th, 2009 04:15 pm (UTC)
Спасибо за изумительные строки о Бухаре, Наврузе, об атласных платьях, о жизе!

Я из Карши и очень давно живу далеко от Карши больше 26 лет. Ваша статья напомнила мне насколько мы уникальны как народ!

У нас в Карши тоже одеваются не так как в Ташкенте. Атлас куйлак, иштон, 40 косичек, тюбетейка и жахак- красивые х/б вревочки с бубенчиками вплетенные в каждую косичку - это все у нас до сих пор практикуется в Кашкадарье и не только в Навруз.
Молодую невесту можно узнать по этим атрибутам!
iqmena
Dec. 8th, 2009 12:02 pm (UTC)
Я до 5-ти лет жила в Карши :)
(Anonymous)
Oct. 13th, 2011 12:07 pm (UTC)
Прекрасный сайт, продолжайте в том же духе
Спасибо за пост! Сколько же времени надо тратить, чтобы вести такой блог, да еще на настолько высоком уровне.. Добавил в закладки, жду новых постов!
Soohrob Normatov
Apr. 7th, 2012 12:16 pm (UTC)
коммент
Любите вы зная-незная навешивать ярлык" узбекский"
iqmena
Apr. 7th, 2012 04:09 pm (UTC)
Re: коммент
Это вы о чем? Пишите конкретно. Здесь зарисовок много.
( 49 comments — Leave a comment )

Profile

Chapan
iqmena
Лилия Николенко
Азу.уз

Latest Month

November 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner